Суррогатное материнство и церковь

Церковь и суррогатное материнствоСодержание:

  1. Католицизм и православие.
  2. Иудаизм.
  3. Суррогатное материнство и ислам.
  4. Другие религии.

 

В мире насчитывается множество вероисповеданий и их отдельных течений, и каждая религиозная община имеет свой взгляд на вопрос бесплодия и применяемых методов борьбы с этой проблемой. Некоторые убеждены, что суррогатное материнство – это преступление против божественного замысла. Другие относятся к нему нейтрально или даже положительно, принимая достижения современной науки и медицины. Далее рассмотрим позиции основных мировых религий.

Католицизм и православие

РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью. Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии. В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).

Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака. Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга. Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.

Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:

  • Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
  • Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
  • Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
  • Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
  • Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.

Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов. Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения. Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.

Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками. С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями. Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.

Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:

  • используется генетический материал супругов;
  • оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
  • не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
  • готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.

Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта. Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования. Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.

Иудаизм

От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.

Суррогатное материнство и Мусульманство

Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.

В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов. Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию). Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.

Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:

  • суррогатная мать должна состоять в браке;
  • обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
  • перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
  • материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
  • появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
  • суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.

Другие религии

В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве. Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания. Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.

В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.

Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга. Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу. Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.

Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.